Матраевская сельская модельная библиотека
муниципального бюджетного учреждения муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан Централизованная Библиотечная Система
logo
Матраевская сельская модельная библиотека
муниципального бюджетного учреждения муниципального района Зилаирский район Республики Башкортостан Централизованная Библиотечная Система
Республика Башкортостан, Зилаирский район, с.Матраево, ул.Салавата Юлаева, д.41
тел. +7 (937-78) 2-46-12; e-mail: matraj.smb@mail.ru

История с. Матраево

История села Матраево (Мухаметрахимово) Зилаирского района

 Фуат Сулейманов,
кандидат исторических наук

Село Матраево, в прошлом — Мухаметрахимово, расположено в юго-восточной части Зилаирского района на правом берегу р. Бузавлык. Территория и окрестности села с древнейших времен были местом обитания людей. Здесь выявлено множество археологических памятников: поселение позднего бронзового века — Олаир, курганы эпох бронзы, раннего железа и средневековья [См. Сулейманов Ф.М. Мухаметрахим — Матрай // Башкортостан. 1994. 25 мая; Зилаирский район. Энциклопедия / под общ. ред. У.Г. Саитова. Уфа, 2000; Ярмуллин С.Ш. Ахыр заман — аяҡ аҫтында. Уфа, 2004. С. 184—191; Сунгатов Ф.А., Бахшиев И.И. Поселение эпохи поздней бронзы Олаир. Уфа, 2008].
На поселении Олаир следует остановиться более подробно. Оно расположено в 3 км к юго-востоку от с. Матраево, на мысу низкой надпойменной террасы р. Большой Бузавлык. Памятник был обнаружен в 1995 г. автором этих строк. Большую помощь в этом оказал житель села Гали Тлявкаев. Название дано нами, исходя из места его расположения — Олаир (баш. «оло» — большой, «айыр» — приток) — другое звучание названия р. Большой Бузавлык. В 1995 г. с поверхности памятника нами был собран и передан археологам первый подъемный материал — керамика, кость, металл. Первичный осмотр памятника осуществили археологи Ф.А. Сунгатов и А.Н. Султанова, затем — Р.Б. Исмагилов. Об этой находке в 1996 г. телевидение РБ сняло репортаж, были опубликованы сообщения в республиканских и российских газетах, где подчеркивалась необходимость начала изучения по причине стремительного разрушения его природой и людьми. Но раскопки памятника затянулись. Лишь в 2005 г. в связи с тем, что территория памятника вошла в зону затопления строящегося водохранилища, экспедицией НПЦ по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия при Министерстве культуры и национальной политики РБ (под общим руководством к.и.н. Ф.А. Сунгатова) на поселении Олаир были проведены охранные раскопки, где принимали участие к.и.н. Р.Б. Исмагилов, И.И. Бахшиев, руководитель археологической практики студентов, к.и.н. А.Н. Султанова, зав. кафедрой отечественной истории СИ БГУ, к.и.н. Ф.М. Сулейманов, студенты специальности «История» СИ БГУ и БГУ. Несмотря на то, что памятник подвергся сильному разрушению, результаты раскопок оказались впечатляющими. Они показали, что поселение было размещено на ровной площадке, у подножья цепи холмов, являющихся естественной ветрозащитой, имело регулярную застройку — жилищные впадины располагаются в ряд вдоль берега реки. Обнаружены находки из керамики, металла, камня, глины, кости, зафиксированы гидро- и теплотехнические сооружения, жертвенный комплекс, участок скопления каменных орудий. Изучены три жилища и часть межжилищного пространства, которые датированы развитым этапом поздней бронзы — второй половиной II тыс. до н.э. Коллекция фрагментов сосудов типологически разделяется на синташтинско-абашевскую, вольско-лбищенскую, раннеалакульскую, ранне­срубную, позднефедоровскую, федоровско-черкаскульскую, кожумбердинскую, алакульскую, срубную, срубно-алакульскую, сагаринско-алексеевскую и нерасчлененную (олаировскую) археологические культуры. Поселение Олаир по своему месторасположению, планировке, особенностям жилых сооружений, деталям интерьера (каменная вкладка, наземные и слабо углубленные очаги, хозяйственные ямы, колодцы), наличию зольников в межжилищном пространстве близко к параметрам алакульского архитектурно-строительного стиля. В целом, по определению археологов, материал, полученный в ходе исследования поселения Олаир в 2005 г., имеет большое научное значение для реконструкции исторических процессов, происходивших в Башкирском Зауралье в позднебронзовое время. Олаир представлял собой один из хозяйственно-культурных центров, региональных «столиц» неурбанизированной модели обществ континентальной периферии степной и лесостепной Евразии [Сунгатов Ф.А., Бахшиев И.И. Поселение эпохи поздней бронзы Олаир. Уфа, 2008; Бахшиев И.И. Культурное взаимодействие населения Башкирского Зауралья в эпоху бронзы (по материалам поселенческих памятников): Автореф. дисс. канд. ист. наук. Казань, 2011. С. 17]. В поселении Олаир проживало население, имеющее этнокультурные связи с Аркаимом, далекие участники исторических процессов формирования многих народов Евразии, в том числе и башкирского этноса.
Перейдем к рассмотрению истории села. О его возникновении сохранилась легенда, записанная от старожила Алгушаева Гизитдина Губаевича (1913 г.р.). В ней говорится, что «аул основан в 1755 г. Мухаметрахимом Алгушаевым, выходцем из д. Ишбулды нынешнего Зилаирского района, убежавшим от притеснения заводчиков и преследования карателей в ходе подавления башкирского восстания. В первое время переселенцы жили на месте современного с. Ямансаз, но болотистые места мешали им заниматься скотоводством, поэтому они спустились вниз по течению р. Бузавлык и там, где в нее впадает р. Урайгуш, основали аул».
Изучение архивных документов показало, что легенда, правильно называя имя основателя деревни, не совсем точно указывает время ее возникновения: в материалах ревизий 1795—1834 гг. деревни, названные в легенде, отражения не нашли, ибо они еще не существовали. По данным VII ревизии (1816 г.), человек по имени Мухаметрахим Алгушаев был зафиксирован в д. Юлдыбаево Тунгаурской волости Оренбургского уезда: в одном дворе со своими семьями проживали 47-летний Иглик Алгушаев (жены — Сагындык, 48 лет; Токбика, 35 лет) и его братья: 24-летний Мухаметрахим Алгушаев (жена Давлетбика, 23 года), 22-летний Мухаметшарыф Алгушаев. Отдельном двором жили 40-летний Кутлугильды Алгушаев с семьей, его братья: Хусейн (умер в 1813 г.), 26-летний Якшигильды с семьей [ЦИА РБ. Ф. 138. Д. 145. Л. 2077].
Относительно д. Мухаметрахимово Тунгаурской волости сохранились лишь материалы X ревизии (1859 г.). Согласно им, она относилась к 1-му юрту 4-го башкирского кантона [ЦИА РБ. Ф. 138. Д. 707. Л. 210—221; Л.162]. В нем также указано, что д. Мухаметрахимово была отмечена еще и IX ревизией (1850 г.). Из этого документа узнаем, что Мухаметрахим Алгушаев сын Саитов проживал в своей деревне, но в 1855 г. умер, в возрасте 63 лет. В 1858 г. продолжалось формирование населения д. Мухаметрахимово: из д. Юлдыбаево «по распоряжению начальства» сюда была переведена семья Абдульмена Балыкбаева. В 1859 г. в д. Мухаметрахимово имелся 21 двор, где проживали 162 чел. (81 чел. м. п. и 81 чел. ж. п.). Деревенским начальником служил зауряд-хорунжий Байрамгул Кутлугильдин Алгушаев [ЦИА РБ. Ф. 138. Д. 707. Л. 210—221; Л. 162].
Архивные документы также показали, что д. Ишбулдино, откуда, согласно легенде, якобы происходил основатель д. Мухаметрахимово, образована лишь 16 сентября 1858 г. переселенцами из д. Юлдыбаево, во главе с Ишбулды Исянгильдиным сыном Илимбетовым (1798—1858 гг.), который до 1858 г. являлся жителем д. Юлдыбаево, как и все переселенцы в эту новую деревню. А переселение некоторых жителей из д. Ишбулдино в д. Мухаметрахимово произошло только в 1863 г. Так, в апреле — мае 1863 г. в д. Мухаметрахимово были переселены семьи Миргалия Ишбулдина Исянгильдина, Исянъюла Мухаметрахимова Алгушаева, Мухаметъзяна Мухаметрахимова Алгушаева [ЦИА РБ. Ф. 138. Д. 707. Л. 162; 210—221; 229—230].
Когда же образовалась деревня Мухаметрахимово? Как было указано выше, в материалах ревизий 1795—1834 гг. ее нет. Мухаметрахимово не числится и в списке деревень Тунгаурской волости 9-го башкирского кантона за 1842 г. [ЦИА РБ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 4873. Л. 161 об. — 162; Сулейманов Ф.М. Башкирский двор (конец XVIII — первая половина XIX века). Уфа, 2003. С.143]. Но в материалах X ревизии (1859 г.) есть указание, что она была зафиксирована еще в 1850 г., тогда в ней было 20 дворов.
Исходя из вышесказанного, мы можем утверждать, что д. Мухаметрахимово (ныне с. Матраево) Тунгаурской волости Оренбургского уезда возникла между 1842 и 1850 гг. В 1850 г. она представляла собой полноценную деревню, состоящую из 20 дворов. Основатель деревни — выходец из д. Юлдыбаево Тунгаурской волости Мухаметрахим Алгушаев сын Саитов (1794—1855 гг.).
Сегодня при въезде в с. Матраево можно заметить яркую вывеску, содержащую надпись о том, что оно образовано в 1855 г. Исходя из вышеприведенных фактов, думается, что эту дату можно смело исправить на 1850 г., ибо она документально подтверждена.
О предках основателя д. Мухаметрахимово сохранились интересные материалы. В фондах Государственного архива Оренбургской области нами выявлен документ, датируемый 1762 г. — «Допрос жителя Тунгаурской волости команды старшины Сабира деревни Бакирова Алгушая Сеитова, бежавшего из казахского плена, куда он попал в ходе башкирского восстания 1755 г.». В нем говорится, что бежавший «…из …Кайсацкой Орды… Алгушай Сеитов… Ему двадцать шесть лет, родом из Уфимского уезда Ногайской дороги Тунгаурской волости команды старшины Сабира деревни Бакирова» [ГАОО. Ф.3. Оп. 1. Д. 63. Л. 188]. Из документа становится ясно, что в 50—60-е гг. XVIII в. д. Юлдыбаево Тунгаурской волости носило название «деревня Бакирова» по имени отца сотника Юлдыбая Бакирова — Бакира. Это подтверждается и материалами VII ревизии (1816 г.), а также данными шежере южных тунгауров [Об этом более подробно см.: Сулейманов Ф.М. Тарханы рода Тунгаур//Ватандаш. 2010. № 9. С. 198—206; Сулейманов Ф.М. История населенных пунктов Зилаирского района//Ватандаш. 2012. № 3. С. 198—206]. Таким образом, отец Мухаметрахима — Алгушай Сеитов, башкир Тунгаурской волости, 1736 г.р., являлся участником восстания 1755 г., в ходе которого оказался в Кайсацкой Орде, откуда смог вернуться на родину только в 1762 г. Обратим внимание на то, что вышеприведенная легенда, связывающая основание д. Мухаметрахимово с событиями восстания 1755 г., хотя и не совсем точна, в своей основе сохранила реальную историю. Передаваясь из уст в уста, имя Алгушая Сеитова было заменено именем его сына — Мухаметрахима Алгушаева.
Родословная линия Мухаметрахима Алгушаева хорошо прослеживается по шежере южных тунгауров. Она выглядит следующим образом: Тунгаур — Хакколай — Иламан — Кустэнэ — Хатыусал — Татлыбай — Кулукай — Саит — Алгушай — Мухаметрахим [Шежере рода Тунгаур. Копия с рукописи]. Данные шежере подтверждаются и архивными документами, которые также позволяют дополнить шежере этой линии. Из ревизских сказок видно, что Мухаметрахим Алгушаев сын Саитов был женат на Давлетбике Бикбулатовой (1793 г.р., умерла в 1859 г.). С ними проживал женатый сын Абдрахман (1831 г.р.), его жена — Сахиба Абдулнасырова (1835 г.р.), дочери — Сабиля (1851 г.р.) и Гарифа (1858 г.р.) По документам также видно, что у Алгушая, кроме Мухаметрахима, также были сыновья Иглик, Мухаметшариф, Кутлугильды, Хусаин, Якшигильды Алгушаевы [ЦИА РБ. Ф. 138. Д. 145. Л. 2077; Д. 707. Л. 210—221].
Рассмотрим дальнейшее развитие деревни. По данным 1866 г., в «д. Мухаметрахимова при речке Бузавлук» было 25 дворов с 199 жителями (98 чел. м.п. и 111 чел. ж. п.) [Оренбургская губерния, 1871]. В 1890 г. в 29 дворах числился 187 чел. (100 м. п. и 87 ж.п.) [Списки населенных мест, 1892]. В 1900 г. она состояла из 32 дворов, где проживали 179 чел. об. п. [Список населенных мест, 1901]. В 1915—1916 гг. в этом ауле было 57 дворов. По переписи 1920 г. здесь числились 96 дворов с населением 512 чел. об. п. К 1925 г. число хозяйств в д. Мухаметрахимово сократилось до 45 [Населенные пункты Башкортостана. Ч. III. Башреспублика, 1926. Уфа, 2002]. В 1937 г. в с. Матраево проживало 389, в 1939 г. — 411, в 1959 г. — 771, в 1989 г. — 1106, в 2000 — 1134, в 2002 — 967, в 2009 — 1011, в 2010 — 940 чел. В настоящее время большинство жителей села — башкиры.
С момента возникновения по 1900 г. о наличии мечети в д. Мухаметрахимово документальных данных нет. Однако, согласно данным, записанным от Гизитдина Губаевича Алгушаева, мечеть здесь функционировала еще в дореволюционное время. Религиозными деятелями и учителями мусульманской школы являлись муллы Яхуда Балыкбаев и Муслим Алгушаев, абыстай — Сабира Алгушаева. Выходит, что мечеть была построена после 1900 г.
По данным краеведов, мусульманская начальная школа (мектеб) в д. Мухаметрахимово функционировала с 1876 г. В 1925 г. здесь открылась светская школа. Первыми учителями были А.М. Кунакасов, Б.З. Бухарбаев, Г.Г. Алгушаев [Ибиканова Г.М. Күренекле шәхестәр үҫтереүсе белем усағы// Ватандаш. 2011. №4. 41-се б.]. В 1937 г. в Матраевской двухкомплектной школе обучались 90 учащихся [ЦИА РБ. Ф. 394. Оп. 2. Д. 1596]. В 1938 г. школа была реорганизована в семилетнюю. Первым ее директором стал З.З. Байгильдин. Обучение велось на башкирском и русском языках. В 1950—1953 гг. в Матраевской семилетней школе имелись 4 комплекта учащихся по 1—4 классам. В 1950—1951 учебном году здесь всего обучались 95 учащихся, в 1951—1952 учебном году — 113; в 1952—1953 учебном году — 108. В этой школе продолжали свое обучение в 5—7 классах также дети из близлежащих деревень: Салимово, Суртан-Узяк, Яйляу, Улусаз, Ташкургы, Султантимирово.
Сегодня Матраевская школа славится тем, что здесь получили образование и воспитание немало личностей, получивших известность не только в пределах республики, но и страны [См. подробнее: Ибиканова Г.М. Күренекле шәхестәр үҫтереүсе белем усағы// Ватандаш. 2011. №4. 41—47 бб.].
Несколько слов о хозяйстве населения деревни. В начале 1860-х гг. Мухаметрахимово входило в Салимовское сельское общество, куда относились «башкиры д.д. Салимовой, Балапановой, Мухаметрахимовой, Диньмухаметевой, Абдулкаримовой и Султантимеровой» Тунгаурской волости. Население этих аулов занималось скотоводством и земледелием, практиковало выезды на яйляу: «по речкам Козя-Таш до озера Асяу, Среднему Макану и Таналыку на протяжении 4-х верст вверх по течению от грани 4-го Усерганскаго общества и в вершинах р. Чертанлы-Узяк, занимая по длине всех кочевок пространства около 15 верст, а поперек около 8 верст, в окружности около 45 верст» [ЦИА РБ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 13068. Л.12—13 об.].
Сохранились прошения, протесты и жалобы башкир Тангауровской волости Орского уезда, поданные в начале XX в. в Оренбургскую межевую комиссию [ГАОО. Ф. 124. Оп. 3. Д. 721]. Судя по документам, протесты башкир-вотчинников против произвола властей продолжились вплоть до 1917 г. Документы важны по нескольким моментам: здесь можно найти имена активных жителей деревень, старшин; показаны проблемы взаимоотношений башкир-вотчинников с властями по земельному вопросу; встречаются весьма интересные топонимические названия окрестностей сел и деревень, уже во многом забытые.
По этим документам видно, что и жители д. Мухаметрахимово попытались отстоять свои вотчинные права, обращаясь в Оренбургскую межевую комиссию. Так, 27 июня 1907 г. группа активных и грамотных жителей подали прошение «От башкир доверенных деревни Мухаметрахимовой, Тангауровской волости Орского уезда Мурзагалия Алгушаева, Сибагатуллы Абишева, Мурзагуллы Арсланбаева, Казихана Умытбаева, Усмана Рахметуллина и Абдуллы Ишбулдина» о том, что им «нарезали недостаточное количество пахотной земли» и просили «недостающее число пахотной удобной земли 739 десятин зачетных прирезать к принятым нами граням на местностях: с вершин Яныбая по Сырту Гугурташ проселочные три дороги к ключу Ямансаз под водопой, Балыкпаевской Чилиги, дорога Канифы поворот на лево, на гору Белекейжульгильды и на яму и на Тюрянак, Куак-саз на правую сторону, чрез Булят-Иляу на Кувым Узяк, Ишпульды Кыи и на яму на правой стороне, на озере Балапан, по середине его и на яму, каковая находится в Чертян- Узяке; потом через Чертян-Узяк на Аиткул, Муллы, Каменную мечеть по правую сторону Балапановой дороги. Просим недостающее количество земли зачетной прирезать с включением Таш-Кума-Кудука по правую сторону Ишимбет-куля и на остров, находящейся ниже переезда, на реке Таналык и на яму что находится между дорогами Мухаметрахимовой и Салимовой». От имени всех доверительных лиц д. Мухаметрахимово свои подписи под документами поставили двое: Мурзагалий Алгушаев (на арабской графике), Абдулла Ишбулдин (на русской графике).
Как видно, документ содержит ценные материалы по топонимии села и окружающих его территорий, складывавшейся на протяжении веков. Каждый из этих топонимов имеет свою историю и заслуживает отдельного изучения.
Перед 1917 г. мухаметрахимовцы жили неплохо: основное население аула относилось к разряду середняков, занимались скотоводством и земледелием. На 1 двор в среднем приходилось 5—6 лошадей и столько же коров. Земельных наделов в среднем на 1 двор приходилось по 10 десятин. Около 10 семей считались бедняцкими, в их хозяйствах было не более 1 лошади и коровы. Действовали магазины местного богача Ахмета Ишбулдина и русского предпринимателя И. Мамыкина [Сулейманов Ф.М. Мухаметрахим — Матрай // Башкортостан. 1994. 25 мая].
События в стране, разыгравшиеся в 1918—1919 гг., отрицательно отразились на жизни деревни. Террор и грабеж мирного населения был учинен красными солдатами 1-го Интернационального полка: 5—7 марта 1919 г. они подвергли д. Мухаметрахимово грабежу и убили двух ее жителей [Национально-государственное устройство Башкортостана (1917—1925 гг.). Документы и материалы: В 4 т. /Авт.-сост. Б.Х. Юлдашбаев. Т. 2. Ч.II. — Уфа: Китап, 2003. С. 277, 322].
20 сентября 1919 г. в д. Мухаметрахимово прошло собрание ее жителей, в котором приняло участие 50 домохозяев из 75. Собрание вел местный активист Вильдан Утяев. Секретарь — Алексей Толстобровов. Собравшиеся жители обсудили вопрос об установлении сельского Совета и избрали его первого председателя — Забихуллу Аллабердина. Его заместителем стал Яков Петров, секретарем — Махамет Ишбулдин, зав. продовольственным и земельным отделом — Аитбай Арсланбаев [ЦИА РБ. Ф. Р. 1238. Оп. 1. Д. 10.]. Не явившиеся на собрание домохозяева из русских позднее предприняли попытку создать свой сельсовет. Так, в октябре 1919 г. «24 домохозяина
д. Мухаметрахимово русской национальности постановили избрать из среды себя председателя совета Александра Кокина, членами — Г. Бурзина, А. Светкина и др. [ЦИА РБ. Ф. Р. 1238. Оп. 1. Д. 10].
В начале 1920-х гг. свою работу начала первая светская школа. Ее первым учителем стал Абдулгани Мифтахович Кунакасов. По свидетельству старожилов аула, обучение грамоте шло на основе старотюркского письма, и даже русские жители деревни охотно шли обучаться этой грамоте [Материалы музея Матраевской средней школы]. В 1937 г. в с. Матраево работала двухкомплектная школа, где обучались 90 детей. Работала изба-читальня, которой заведовал Потанцев.
В 1924 г. д. Мухаметрахимово стала административным центром Тангауровской волости Зилаирского кантона. Вот что говорят об этом архивные документы. В феврале 1924 г. председатель Тангауровского волостного исполнительного комитета (ВИКа) т. Казаккулов докладывал вышестоящим властям: «Принимая во внимание ходатайств большинства населения, и то, что д. Мухаметрахимово является культурным и экономическим пунктом в районе волости, перевод резиденции в д. Мухаметрахимово считаю необходимым» [ЦИА РБ. Ф. 394. Оп. 2. Д. 1179. Л. 113]. В докладе также предлагался перевод фельдшерского пункта в деревню Мухаметрахимово в связи с тем, что сюда «еженедельно съезжаются жители волости на базар». 22 апреля 1924 г. кантонные власти приняли решение: «Резиденцию Тангауровского ВИКа с наступлением лета перевести из д. Исмакова в деревню Мухаметрахимово», и 25 июля 1924 г. д. Мухаметрахимово становится волостным центром 2-ой Тангауровской волости [ЦИА РБ. Ф. 394. Оп. 1. Д. 336. Л. 19, 22]. В 1926 г. в д. Мухаметрахимово уже насчитывались 62 дома и 205 жителей об. п. [ЦИА РБ. Ф. 394. Оп. 2. Д. 397а. Л. 265]. Во главе исполкома волости вначале стоял Талха Юмагужин, затем М. Казаккулов. В числе членов ВИКа был и Юмабай Исянбаев, знаменитый башкирский кураист, прославивший курай и народные песни башкир на сценах стран Западной Европы.
Следует отметить, что условия воинствующего атеизма привели к изменению названия деревни, в котором красные узрели наследие «старого» мира, имеющее отношение к исламу. Название Мухаметрахим, означающее «милосердный, милостивый пророк Мухаммед, мир ему», сначала стали писать сокращенно — М.-Рахим, затем остановились на сильно измененном варианте — Матрай (Мөхәмәтрәхим <Мәтрәй <Матрай). В связи с этим случались и казусы — фамилию Мухаметрахимов стали писать как Мурахимов или Мрахимов, а людей с именем Мухаметрахим стали называть Матрай. В д. Мухаметрахимово, ставшей к 1917 г. крупным населенным пунктом, с ежедневным базаром по четвергам, затем и административным центром, постепенно появились жители других национальностей. Люди с русскими фамилиями здесь проживали уже в 1917—1919 гг. По архивным данным, в 1939 г. в селе проживало 332 чел., из них 246 чел. — башкиры, 50 — русские, 20 — украинцы, 10 — татары, 6 — чуваши [ЦИА РБ. Ф. 394. Оп. 3. Д. 704].
В годы Советской власти произошли большие изменения в хозяйственном развитии села. В 1929—1932 гг. в с. Матраево был образован колхоз «Красный плуг», первым председателем которого был Сабир Аллабердин. Колхоз выращивал пшеницу, картофель, овес. В 1930 г. к нему были присоединены еще 3 хозяйства и образован колхоз «Новый мир». Но он вскоре распался на 4 колхоза. В 1948 г. произошло их новое объединение в колхоз «Новый мир». В 1958 г. он был преобразован в гигантский совхоз «Башкирский» [Материалы музея Матраевской средней школы].
В советский период Матраево входило в состав нескольких кантонов и районов. С 1919 г. по 1922 г. деревня находилась в составе Бурзян-Тангауровского кантона, с 1922 по 1930 г. входила в состав Зилаирского кантона, в 1930—1937 гг. — в состав Хайбуллинского района. Постановлением ВЦИК от 20 марта 1937 г. был образован Матраевский район с центром в с. Матраево. Но в 1938 г. центр района был перемещен в с. Юлдыбаево. Матраевский район просуществовал до 4 июля 1956 г. Из упраздненных 8 сельсоветов бывшего Матраевского района 6 вошли в состав Зилаирского района, остальные 2 — в состав Баймакского и Хайбуллинского районов. В ходе укрупнения районов в 1963 г. территория Зилаирского района полностью была передана в состав вновь образованного Хайбуллинского района. А 4 ноября 1965 г. снова был образован Зилаирский район, куда вошло и с. Матраево [История административно-территориального деления Республики Башкортостан (1708—2001). Сборник документов и материалов. Уфа, 2003].
Среди уроженцев д. Мухаметрахимово (с. Матраево) есть известные люди: Шамсутдин Якшигильдин — командир взвода 2-го Башкирского полка, согласно Приказу РВСР за № 34 в 1922 г. был награжден Орденом Боевого Красного Знамени [Список лиц, награждённых орденом Красного Знамени//http://kdkv.narod.ru/WW1/Spis-BKZ-28YA.html; Муртазин М. Л. Сочинения. Уфа, 1994. (на башк. яз.). С. 162, 228]. Следует сказать, что Шамсутдин Галяутдинович Якшигильдин в звании младшего лейтенанта героически сражался и в Великой Отечественной войне. А.Б. Ярлыкапов — государственный деятель, доктор экономических наук, профессор, член-корр. Межрегиональной Академии агроземельного менеджмента и крестьянской политики; Я.Ф. Галимов — инженер, доктор технических наук, профессор, Б.Н. Мелкоедов — руководитель Агентства по печати и средствам массовой информации РБ, К.С. Кускильдин — Председатель Союза туриндустрии РБ, Рафкат Гильманович Алгушаев — поэт, друг знаменитого башкирского поэта Рами Гарипова; А.В. Коротков — первый заместитель главы Администрации муниципального района Зилаирский район РБ, танцор Р.С. Сулейманов, известные кураисты Н.М. Каекбердин, И.Р. Султангареев, М.М. Саитов, И.А. Утяев, А.М. Аптикаев и др.
Деревня Мухаметрахимово имеет богатую и своеобразную историю. Современное с. Матраево Зилаирского района является одним из крупных населенных пунктов башкир в республике. Здесь расположились центры сельского Совета и МУСП «Совхоз Башкортостан», функционируют средняя школа, детский сад, участковая больница, дом культуры, библиотека, мечеть. В 2007 г. в районе с. Матраево на стыке двух рек — Большой и Малый Бузавлык введено в эксплуатацию Бузавлыкское водохранилище, общая площадь поверхности зеркала которого — около 450 гектаров, емкость — 22 миллиона кубометров.

Сулейманов Ф.